Принято думать, что
граффити появились на свет в Нью-Йорке
конца 60-х, когда тинейджер по имени
Деметривс впервые начал выводить свой
творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы
183 на стенах и станциях подземки по всему
Манхеттену. Вскоре другие тинейджеры
заприметили TAKI и стали спрэить собственные
имена. Ранние "райтеры" ни черта не
заботились о том поймут ли их каракули
уличные зеваки. Однако, с появлением сотен
"голодных" писателей, читаемость
отдельного наскального хита стала
приобретать особую важность и все с одной
единственной целью - привлечь внимание
прохожих. На этом этапе стиль письма и выбор
места также играли заметную роль. Каждому
хотелось выделится из общей массы и
получить признание себе подобных.
Но по-настоящему
борьба развернулась, когда писатели
открыли для себя подземку Нью-Йорка. Место
было что надо - размалеванные хитрыми
буквосплетениями, составы мчались туда-сюда,
унося чьи-то имена. Краска граффити
постепенно стала "просачиваться"
внутрь вагонов. Теперь уже выбор локаций
уступает в важности и первостепенности
самому письму. Ведь изначально все буковки
строились ровно в ряд и читались с пол-пинка.
С появлением же радикальных стилей
трудночитаемые каракули привлекали все
больше внимания.
А вот стиль письма, как
способ узнать, кто эту гадость накалякал,
исчерпал себя. И писатели устремились
приручать цвет и размер. Некто Stey и кое-кто
еще стали выписывать свои имена на
внешности поездов тонкими вытянутыми
белыми буквами. И - что делало их непохожими
- во всю длину и ширину вагона.
Открытие толстых
колпачков привело к созданию подлинных
шедевров. Так парень, СуперКуль заметил, что
замена узеньких колпачков спрэющих
баллонов на пузатые позволят ему "накрывать"
больше поверхности широкими размашистыми
"мазками". И вот, значит, этот Супер с
баллоном желтого и розового и фэткэпом на
конце вступил на территорию парка
подвижных составов и выписал свой нэйм.
Получились жирные розовые буковки в
розовом окаймлении. Работа была так себе, но
в то же самое время это был самый цветной и
выразительный кусок в мире граффити,
созданный в рамках "субвей систеам". А
писатель фразы из бронкса был первым, кто
развил успех СуперКуля и помог дизайну
вырасти в буквах и сформироваться
окончательно. Цвет и выделение буковок
теперь стали аккуратными, и стили писателя
из Бронкса получил название Бабле.
Следующая революция в
стиле произошла, когда Пистол - уже
Бруклинский мастер - впервые нарисовал 3D.
Работа состояла из самого имени в красно-белом
с голубой окантовкой, что давало трехмерное
настроение. Писатели со всего Нью-Йорка
стекались, чтобы заценить этот пьес. Город
бредил повторением подвига, но и думать не
смел о состоятельности выполнения
задуманного. Но время спустя люди добились
своего, каждый делал 3D со своими штрихами -
начались "стилевые войны".
Как только культура
заявила о себе в полный голос, был снят
документальный фильм "Cтиль", написаны
книги. Многие молодые люди стали извергать
свои псевдонимы на улицах своих городов.
Кто-то спрэил из-за моды и популярности, но
еще больше тинов подошли к этому серьезно.
Скоро мода прошла, и остались те, кто
реально двигал культуру граффити много-много
лет.
Как, не обидно, но мы
уже смирились с тем, что в Россию, все
приходит с запозданием, та же ситуация и с
граффити, когда в Америке и Европе (кто
ездил, тот видел разбомбленные стены), после
бурных бомбежек, граффити начало принимать
цивилизованный оборот, в России оно только
зарождалось. И не удивительно то, что все
это было (и во многом остается) нелегально,
вы можете себе представить что бы сделали с
человеком расписывающим, автобус - в
доперестроечные времена?
В Россию граффити
попало в конце 80-х годов, но лишь спустя
более 10 лет, заполнила умы разно
слоняющихся масс и, перехлеснув через край,
вылилась в доселе невиданным причудливым
узором на серые улицы. Прошли времена, когда
практически о каждом новом рисунке можно
было узнать от самих авторов задолго до его
появления. Сегодня можно просто гулять по
улицам и все время встречать все новые и
новые работы. Надо признать: граффити в
России перестало быть забавой немногих.
Пришло время наглухо заспреенных кварталов,
дерзких налетов - бомбингов, эрейзов, войны
стен и подростковых "гангстерских"
разборок...
На данный момент, в
России существует порядка 100 команд, хорошо
занимающихся граффити (из них около 70 в
Москве и Питере). Назовем несколько, на наш
взгляд, самых известных команд: Moby Crew, BFG Team,
Uptown Moscow Crew, Depict Crew, SPP Crew, STC, GZ Crew и наша
кировская комманда "Solid Line"2003, www.look-2003.narod.ru ©, All Rights Reserved
|